Днепроцентризм на разломе цивилизаций

Василий Лисничий
Днепроцентризм на разломе цивилизаций

Василий Васильевич Лисничий – профессор, заведующий отделом информационно-аналитического обеспечения и связей с государственными и общественными организациями Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства Национальной Академии Наук Украины. До этого 10 лет возглавлял кафедру государственной политики в Харьковском региональном институте Национальной академии управления при Президенте Украины. Его перу принадлежат три учебных пособия, которые неоднократно переиздавались. Под его руководством подготовлено шесть монографий по регионалистике.

Известный западный исследователь Самуэль Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» определил линии цивилизационных разломов. По его мнению, разлом цивилизаций произойдет в том числе и по Днепру. Российский философ Сергей Переслегин в одной из своих книг пишет, что раскол цивилизаций предрешит судьбу Украины. Через двадцать-двадцать пять лет такого государства не станет, потому что сосуществовать цивилизации могут, но жить и развиваться вместе – нет.

Еще в начале ХХ века известный американский профессор украинского происхождения Георгий Федотов писал, что когда-нибудь украинцы захотят идентифицироваться. И тогда они осознают, что перед ними не одна, а три страны: карпатская, малороссийская и новороссийская Украины. И через 100 лет украинцы наткнутся на эту проблему.

Украина – уникальное государство, которое возникло из окраин нескольких империй, и эти постимпериалистические отличительные остатки довольно ощутимы в нашей стране и сегодня. Их значительно усиливают и используют политики. Особенно отчетливо это проявилось в последние четыре избирательные кампании. Естественно, в этих условиях возникает потребность важной доминанты, как некой совокупности ценностей, способных объединить и синергировать («синергетика» с греческого – «энергия совместного действия») различные территории страны в единое неразрывное целое.

Все основные ценности нашей нации возникли на берегах Днепра. В славном граде Киеве зародилась государственность. Отсюда начиналось объединение земель русских. Здесь укреплялась княжеская власть, здесь же она теряла свое могущество в междоусобных столкновениях. Видел Днепр и процветание уникального казацкого государства, не имеющего аналога в мировой практике. Народ, проживающий на берегах этой могучей реки, неоднократно пытался возродить украинскую государственность, но сбылась его вековечная мечта только в начале 90-х годов, когда была провозглашена независимость Украины.

Если принять во внимание, что государственность как высшая ценность родилась и окрепла на берегах Днепра, то возникает потребность в том, чтобы осмыслить жизнеутверждающую миссию главной водной артерии страны. Египетская цивилизация просуществовала три тысячи лет, используя животворную силу Нила. Так может, сейчас для Украины наступил тот исторический шанс, когда процветанию нации будет способствовать объединительная миссия Днепра, который дал людям возможность устроить свою жизнь в прошлом и продолжать ее в современных условиях? Наша река начинает свой разбег у северных границ и собирает воды сотен рек и речушек, которые текут по необъятным просторам Украины. На их берегах, так же как и на берегах Днепра, жители сел и поселков, больших и малых городов получили возможность наслаждаться природной красотой своего края. Кто-то здесь родился, вырос, стал счастлив. Но главный вопрос в том, как донести до миллионов людских сердец эту Божью благодать, чтобы для каждого она стала непререкаемым внутренним духовным творением?

Как не парадоксально, но меня этому научил мой сын. Я работал за границей, в Польше и Германии. Моему сыну было тогда три года. К этому времени мы прожили там где-то три месяца. И вот, вернувшись как-то с прогулки, я заметил, что сын грустит. «Почему ты грустишь, сынок?» – спрашиваю его. «Я соскучился», – отвечает он. «По ком ты соскучился? – спрашиваю. – Папа и мама здесь, сестры рядом. Почему ты скучаешь?». «Я за родиной соскучился» – ответил сын. Меня очень удивил такой ответ, потому что мы не использовали слово «родина» в домашнем обиходе. «А что такое родина, сынок?» – «Это дом, где мы живем, двор, где мы гуляем, дача, куда мы ездим отдыхать, улица по которой ходим».

Для каждого человека есть конкретное измерение того, что называется «родиной». У нас половина страны считает именно Днепр таким местом, откуда начинается его родина. И нам надо прививать любовь к этому конкретному кусочку страны, родному краю. Нам надо любить Днепр, который соединяет наши земли в единое государство. Его воспели Шевченко и Гоголь, подняли до небесных высот Куинджи и Репин. Ему посвятили свое творчество сотни мастеров искусства и литературы. Кто же может донести до сердца каждого эту любовь? Конечно же, Его Величество Учитель.

В юности мне удалось побывать в Японии. Японцы – особая нация, которая уважает свои традиции, чтит их и живет в соответствии с ними. Человек, сопровождавший нашу делегацию, вдруг остановил кортеж машин и представил нам пожилого японца. Мы думали, это, как минимум, член парламента, но оказалось, что это сельский учитель. Японец никогда не начнет рассказывать о себе, но всегда расскажет о своем учителе. Я бы сказал, что любовь к Японии прививает именно учитель. В этой стране существует изумительная традиция. Она должна прийти (а может, вернуться?) к нам, на берега Днепра. Когда цветет сакура, занятий в школах нет. Учителя и ученики проводят время на природе. Они дышат запахом цветущей сакуры, потому что это главный символ их страны. Почему, когда цветут наши сады, мы держим детей в школах, учителя не могут их вывести на родные просторы, чтобы дать полюбоваться красотой природы?

На берегах Днепра творили двое известных педагогов. Антон Семенович Макаренко начинал свою деятельность в Кременчуге, закончил в Харькове, жил в Полтаве. С другой стороны Днепра, в Павлышской средней школе, что на Кировоградщине, работал гений воспитания детей – Василий Александрович Сухомлинский. Маленькая сельская школа прославила Украину на весь мир. Учитель, отдавший свое сердце детям, показал, как можно раскрыть способности ребенка. Я с изумлением читал рассказы детей, написанные учениками второго класса, детские шедевры, в которых проявляется огромная детская фантазия. Дети с огромной любовью описывают природу, их родное село, поле, где растут красные маки. Эту любовь мы сможем формировать в детях, когда учитель займет положенное ему достойное место.

Чтобы люди осознали, какое богатство дал Бог нашей территории, надо говорить с ними не казенным языком, а вести разговор от сердца к сердцу. В основе этого движения не могут быть политики. Они постараются использовать все для собственной сиюминутной выгоды. Нельзя допустить, чтобы политики сделали идею объединения вокруг Днепра популистской. Этот процесс должен поддерживаться самими людьми – гражданами Украины, которые действуют по велению сердца и понимают, что красота нашей страны должна их объединять. Река Днепр как дар Божий может стать основой архитектоники нового мощного понятия «днепроцентризм». Люди, которые объединятся вокруг Днепра, должны заставить чиновников и политиков создать государственные программы для школ, чтобы каждый ребенок вместе со своим любимым учителем мог полюбоваться красотой природы нашей страны, как это делал Сухомлинский. Познав роль Днепра как главного объединяющего стержня Украины, любуясь златоглавыми куполами Киева и красотами десятков других городов, возникших на берегах великой реки, маленький человек с самого детства будет знать, что он живет в великом и едином государстве.

Надо всегда помнить, что Божий дар нашей земли органично связан с тяжелыми историческими временами. Нашему народу пришлось многое пережить и испытать. Один только голодомор унес миллионы неповинных жертв. Мы до сих пор находимся во власти различных пережитков, особенно много их оставила советская система. Нужно убедить людей, что пора убрать идеологическую зашоренность, по-другому посмотреть на многие исторические явления. Нам просто надо очиститься от всякой скверны, провести внутреннюю люстрацию («люстрация» в переводе с латыни означает «очищение посредством жертвоприношений»).

У Чингиза Айтматова есть повесть «И больше века длится день…», где он рассказывает о манкуртах. Это представители разных племен, которые попали в плен к своим противникам. Их вывозили в пустыню, брили наголо голову, надевали на нее овечью шкуру, которая, высыхая, сдавливала голову и приносила ужасную боль. Чтобы человек не мог сорвать с головы повязку, ему надевали кандалы. Выживали единицы. Тот, кто снимал с человека деревянный обруч, становился хозяином. «Манкуртом» называли вышедшего из-под обруча. Он не знал, откуда родом, не помнил собственную мать, становился биологическим существом, похожим на человека. За годы советской власти наша страна пережила манкуртизацию. Пока мы не расскажем людям, как эта манкуртизация проходила на той или иной территории, не назовем конкретно героев, защищавших и отстаивавших честь и достоинство, у нас не появятся духовные ценности, которые смогли бы объединить нацию.

Днепроцентризм не имеет ничего общего с гиперцентрализацией. Это явление на сегодняшний день существует в Киеве в виде гиперконцентрации. У нас строится странная Украина. Инвестиционный потенциал Киева в 80 раз выше, чем потенциал Тернопольской области. В Киеве происходит концентрация всего: капиталов, людей, товаров. А ведь этот процесс централизации, иерархизации всего не что иное, как советизм, – наследие, пришедшее к нам из Кремля. Днепроцентризм предполагает освобождение от гиперцентрализации. Киев должен развиваться гармонично. Красота этого города должна стать ценностью страны. Нужно беречь его парки и исторические места. Сейчас же на каждом пятачке строят дом, и город превращается в пустыню из зданий.

Нет необходимости большевистскими методами через принуждение внедрять украинский язык на территории Украины. Его предпочтение настолько очевидно, он настолько убедителен своей музыкальностью, певучестью, глубокими историческими корнями и… необходимостью для создания единой нации, что не может оставить равнодушными жителей нашей страны. Украинский язык скоро обязательно займет то место в нашей жизни, которого он заслуживает. Ведь он родился на берегах Днепра. Литературным его сделал писатель Котляревский из Полтавы. Черкасским поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко с противоположного берега он был вознесен до поэтических высот.

Мы, жители Украины, не должны допустить разлома цивилизаций по Днепру, как предрекают ученые. Этот процесс может остановить днепроцентризм, который поможет нам всем объединиться, очиститься, достигнуть взаимопонимания, толерантности и гармонии.

Васильевич Лисничий